Лесной кодекс Республики Казахстан  часть 2

 

Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 477

 

 

Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., N 16, ст. 140; "Казахстанская правда" от 12 июля 2003 года N 203-204

 

Статья 18. Функции государственного учреждения лесного хозяйства в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

 

 

Государственное учреждение лесного хозяйства (далее - лесное учреждение):


1) участвует в разработке и выполнении программ охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

2) выполняет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, содержанию постоянных лесосеменных участков и лесосеменных плантаций, заготовке, обработке и хранению лесных семян;

3) определяет в соответствии с лесоустроительными проектами места и объемы лесопользования;

4) подготавливает материалы для выставления лесных ресурсов на тендеры;

5) обеспечивает рациональное использование лесных ресурсов;

6) выдает лесорубочные и лесные билеты на лесопользование;

7) принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

8) ведет государственный учет лесного фонда, государственный мониторинг лесов, участвует в работах по ведению государственного лесного кадастра;

9) осуществляет приемку законченных объектов и готовой продукции, произведенной в результате проведения лесохозяйственных мероприятий лесопользователями, в соответствии с лесным и гражданским законодательством Республики Казахстан;

10) оказывает платные услуги физическим и юридическим лицам по выращиванию посадочного материала и заготовке лесных семян, созданию озеленительных, защитных, плантационных и иных насаждений, консультационной и технической помощи в области лесного хозяйства, проведению учебных практик, в том числе путем участия в конкурсах по государственным закупкам;

11) осуществляет рубки ухода за лесом и санитарные рубки, побочные лесные пользования и реализует полученную при этом продукцию, в том числе древесину, заготавливаемую с участием местного населения для удовлетворения его потребностей в рамках лесорубочного билета, выписанного на руководителя лесничества, а при отсутствии лесничества на должностное лицо, ответственное за проведение рубок;

12) (исключен)

 

Сноска. В статью 18 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 .

 

 

Глава 4. Государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

 

 

Статья 19. Государственный контроль за состоянием, охраной, защитой,
пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением

 

 

1. Государственный контроль за состоянием, охраной, защитой, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением осуществляется с целью соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка, установленного законодательством Республики Казахстан, пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, в том числе охраны, защиты и воспроизводства лесов, их учета, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях.


2. Государственный контроль за состоянием, охраной, защитой, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением осуществляет уполномоченный орган и его территориальные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан.

 

 

Статья 20. Должностные лица уполномоченного и территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

 

 

1. Руководитель уполномоченного органа является по должности одновременно Главным государственным лесным инспектором Республики Казахстан.


2. Заместители руководителя уполномоченного органа, ведающие вопросами охраны, защиты, воспроизводства лесов, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно заместителями Главного государственного лесного инспектора Республики Казахстан.

 

 

3. Руководители структурных подразделений уполномоченного органа, ведающие вопросами охраны, защиты, воспроизводства лесов, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно старшими государственными лесными инспекторами Республики Казахстан.


4. Специалисты уполномоченного органа, ведающие вопросами охраны, защиты, воспроизводства лесов, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно государственными лесными инспекторами Республики Казахстан.

 

 

5. Руководители территориальных органов являются по должности одновременно главными государственными лесными инспекторами соответствующих областей.

 

 

6. Заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами охраны, защиты, воспроизводства лесов, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно заместителями главных государственных лесных инспекторов соответствующих областей.

 

 

7. Руководители структурных подразделений территориальных органов, ведающие вопросами охраны, защиты, воспроизводства лесов, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно старшими государственными лесными инспекторами соответствующих областей.


8. Специалисты территориальных органов, ведающие вопросами охраны, защиты, воспроизводства лесов, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно государственными лесными инспекторами соответствующих областей.

 

 

Статья 21. Права и обязанности должностных лиц уполномоченного и территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

 

 

1. Должностные лица уполномоченного и территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, имеют право:


1) осуществлять проверку всех видов работ и мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесопользованию, а также надзор за соблюдением порядка, установленного законодательством Республики Казахстан, при производстве в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием на территории лесного фонда, и давать физическим и юридическим лицам письменные указания по устранению выявленных недостатков;

2) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения установленного образца организации для проведения проверок состояния, охраны, защиты, пользования государственным лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

3) составлять протоколы об административных правонарушениях в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

4) приостанавливать, ограничивать, прекращать право лесопользования в соответствии с законами Республики Казахстан;

5) предъявлять в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, иски к физическим и юридическим лицам о возмещении ущерба, причиненного государственному лесному фонду нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

6) вносить представления руководителям соответствующих государственных органов о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях, а в необходимых случаях передавать в правоохранительные органы материалы для решения вопроса об их привлечении к уголовной ответственности.

 


2. Должностные лица уполномоченного и территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, обязаны осуществлять контроль за:


1) качеством выполнения лесохозяйственных мероприятий и их соответствием лесоустроительным проектам на участках государственного лесного фонда;

2) соблюдением договоров и порядка передачи лесных ресурсов в лесопользование на участках государственного лесного фонда;

3) выполнением требований пожарной безопасности в лесах, мероприятий по предупреждению лесных пожаров, по обеспечению их своевременного обнаружения и ликвидации, а также точностью учета площадей гарей и определения причиненного пожарами ущерба государственному лесному фонду, своевременностью принятых мер по ликвидации последствий лесных пожаров;

4) выполнением мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, своевременностью принятых мер по предупреждению возникновения, распространения, точностью учета и прогнозирования очагов вредителей и болезней леса, ослабления и гибели насаждений от подтоплений, засорений, сточных вод и других видов хозяйственного воздействия;

5) соблюдением правил отпуска древесины на корню и рубок леса, иных правил лесопользования;

6) соблюдением режимов в лесах особо охраняемых природных территорий;

7) соблюдением правил лесосеменного районирования, заготовкой, хранением, обработкой и качеством лесных семян, ведением питомнического хозяйства на участках государственного лесного фонда;

8) использованием земель лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и охраной этих земель;

9) соблюдением порядка пользования государственным лесным фондом при строительных работах, добыче полезных ископаемых, прокладке коммуникаций и выполнении иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием;

10) выполнением иных требований лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях.


3. Должностным лицам, осуществляющим государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, разрешаются хранение, ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


4. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обеспечиваются форменным обмундированием и служебным оружием.

 

 

Раздел 3. Право лесовладения и лесопользования

 

 

Глава 5. Право лесовладения

 

 

Статья 22. Предоставление участков государственного лесного фонда на праве лесовладения

 

 

1. Лесовладение на участки государственного лесного фонда возникает на праве постоянного землепользования.


2. Участки государственного лесного фонда на праве лесовладения предоставляются:

1) лесным учреждениям и иным государственным организациям уполномоченного органа для охраны, защиты государственного лесного фонда, воспроизводства лесов и лесоразведения, организации комплексного пользования государственным лесным фондом;

2) государственным природным заповедникам, включая биосферные, государственным природным заповедникам-сепортерам, государственным национальным природным паркам, государственным природным резерватам, государственным природным паркам, государственным ботаническим садам, государственным дендрологическим паркам (далее - особо охраняемые природные территории со статусом юридического лица) для целей, связанных с деятельностью особо охраняемых природных территорий.

 

3. Государственные юридические лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, которым участки государственного лесного фонда предоставлены на праве постоянного землепользования, являются государственными лесовладельцами.

4. Право лесовладения удостоверяется актом на право постоянного землепользования, выдаваемым центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.

 

 

Статья 23. Возникновение права частного лесовладения

 

 

Право частного лесовладения возникает на землях физических и негосударственных юридических лиц, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о земле.

 

 

Статья 24. Права государственных лесовладельцев

 

 

Государственные лесовладельцы имеют право:

1) пользоваться участками государственного лесного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

2) осуществлять лесопользование на участках государственного лесного фонда, кроме рубок главного пользования, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) возводить строения и сооружения на участках государственного лесного фонда, необходимые для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования, в соответствии с проектной и технической документацией по согласованию с территориальными органами;

4) на реализацию заготовленной ими продукции и использование полученных доходов;

5) выдавать физическим и юридическим лицам лесорубочные и лесные билеты на лесопользование на участках государственного лесного фонда.

 

 

Статья 25. Права частных лесовладельцев

 

 

Частные лесовладельцы имеют право:

 

1) владеть, пользоваться и распоряжаться участками частного лесного фонда, находящимися в их собственности или в долгосрочном землепользовании, в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

2) осуществлять лесопользование на участках частного лесного фонда, находящихся в их собственности или долгосрочном землепользовании;

3) возводить строения и сооружения на участках частного лесного фонда, в том числе необходимые для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования, в соответствии с проектной и технической документацией по согласованию с соответствующими государственными органами;

4) собственности на заготовленную ими продукцию и доход от ее реализации.

 

 

Статья 26. Обязанности государственных лесовладельцев

 

 

Государственные лесовладельцы обязаны:

 

1) вести лесное хозяйство в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
2) обеспечивать расширенное воспроизводство, охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов и уход за ними, повышение продуктивности, защитных и иных полезных свойств лесов, организацию многоцелевого рационального лесопользования, ведение лесоустройства, учет лесов и животного мира, а также сохранение объектов природно-заповедного фонда, культурного и природного наследия;

3) использовать ресурсный потенциал государственного лесного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) вести работы экологически приемлемыми способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса, а также условий своевременного восстановления насаждений, лекарственного, пищевого и технического сырья, выполнять иные требования по охране, защите, пользованию государственным лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан;

5) обеспечивать противопожарное и санитарное обустройство территории государственного лесного фонда, предупреждать, своевременно обнаруживать и пресекать нарушения правил пожарной безопасности и лесопользования, а также другие нарушения лесного законодательства Республики Казахстан, принимать необходимые меры по тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса, борьбе с нарушениями законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

6) оказывать содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий;
7) вести регистрацию лесных пожаров и последствий от них в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

 

 

Статья 27. Обязанности частных лесовладельцев

 

 

Частные лесовладельцы обязаны:


1) вести лесное хозяйство и лесопользование на участках частного лесного фонда, находящихся в их собственности или долгосрочном землепользовании, экологически приемлемыми способами и методами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан;

2) обеспечивать охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов, находящихся в их собственности, и уход за ними;

3) предоставлять уполномоченному органу материалы, необходимые для ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) обеспечивать противопожарное и санитарное обустройство участков частного лесного фонда, находящихся в их собственности или долгосрочном землепользовании, принимать необходимые меры по тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса;

5) вести регистрацию лесных пожаров на участках частного лесного фонда, находящихся в их собственности, и последствий от них в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

 

 

Статья 28. Прекращение права лесовладения

 

 

1. Право государственного лесовладения прекращается в следующих случаях:

1) ликвидации юридического лица, в лесовладении которого находятся участки государственного лесного фонда, и передачи их другому государственному лесовладельцу;
2) изъятия земель государственного лесного фонда для государственных надобностей в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о земле;

3) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

 

2. Право частного лесовладения прекращается в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

 

Глава 6. Право лесопользования

 

 

Статья 29. Возникновение права лесопользования на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Право долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании протокола о результатах тендера и заключенного на его основе договора.

2. Право краткосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании лесного билета.

 

3. В случае смерти физического лица - лесопользователя принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

 

4. При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Право лесопользования может переходить только при условиях сохранения вида лесопользования, наличия у правопреемника необходимых средств и производственных мощностей для осуществления лесопользования и специалистов соответствующей квалификации, определяемых областными исполнительными органами, а в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию - наличия лицензии.

6. Переход права лесопользования оформляется посредством внесения изменений в договор долгосрочного лесопользования, лесорубочный билет, лесной билет.

 

 

Статья 30. Возникновение права лесопользования на участках частного лесного фонда

 

 

Право лесопользования на участках частного лесного фонда возникает в порядке, определяемом частным лесовладельцем, в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

 

Статья 31. Долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в долгосрочное лесопользование на основании протокола тендера с последующим оформлением договора между уполномоченным органом или областным исполнительным органом, в ведении которых находятся участки государственного лесного фонда, и лесопользователем.

2. Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в долгосрочное лесопользование на срок от 10 до 49 лет лесопользователям, имеющим средства и производственные мощности для осуществления лесопользования и специалистов соответствующей квалификации.

 

3. В случае передачи лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование для заготовки древесины лесопользователю передаются древесные ресурсы на участке государственного лесного фонда площадью, позволяющей обеспечить непрерывное и неистощительное пользование древесными ресурсами в соответствии с материалами лесоустройства, но не превышающей площади лесничества.

 

4. Предоставление лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование должно осуществляться гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

 

5. Неиспользованные лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда, переданные в долгосрочное лесопользование, не подлежат переходу в собственность лесопользователя по истечении срока договора.

 

 

Статья 32. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда

 

 

В договоре долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда указываются следующие условия:

 

1) границы участка государственного лесного фонда, на котором осуществляется лесопользование;
2) площадь и таксационные показатели участка государственного лесного фонда;

3) виды лесопользования;

4) объемы (размеры) лесопользования;

5) сроки лесопользования;

6) размер платы за лесные пользования и порядок ее внесения;

7) обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов;

8) ответственность сторон за нарушение условий договора;

9) номер и дата выдачи лицензии (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию);

10) регистрационный номер налогоплательщика;

11) иные условия, предусмотренные лесным законодательством Республики Казахстан и определенные по усмотрению сторон.

 

 

Статья 33. Форма и государственная регистрация договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Договор долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

2. Договор долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда считается заключенным с момента его государственной регистрации.

 

 

Статья 34. Краткосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда предоставляются в краткосрочное лесопользование на срок до одного года на основании лесного билета, выдаваемого государственными лесовладельцами.

 

2. При краткосрочном лесопользовании на участках государственного лесного фонда могут осуществляться только следующие виды лесопользования:

1) побочные лесные пользования;

2) пользование участками государственного лесного фонда для научно-исследовательских целей;
3) пользование участками государственного лесного фонда для культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей.

 

 

Статья 35. Порядок проведения тендеров по предоставлению лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование

 

 

Порядок проведения тендеров по предоставлению лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование устанавливается Правительством Республики Казахстан.

 

 

Статья 36. Разрешительные документы на лесопользование на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Осуществление лесопользования на участках государственного лесного фонда допускается только на основании разрешительных документов: лесорубочного билета и лесного билета.

 

2. Основанием для выдачи лесорубочного билета являются протокол о результатах тендера, договор долгосрочного лесопользования.

 

3. Лесорубочный билет является документом, дающим право лесопользователю на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы, древесных соков и второстепенных древесных ресурсов.

 

4. Лесорубочный билет содержит сведения о количественной и качественной характеристике лесных ресурсов, размере платы за лесные пользования, сроках производства работ, условиях воспроизводства леса и очистке мест рубок, лесоводственных требованиях к технологии заготовок и условия прекращения действия лесорубочного билета.

5. Лесорубочный билет выдается лесопользователю ежегодно на осуществление только тех видов лесопользования, которые указаны в документах, служащих основанием для его выдачи, в установленном объеме и на конкретный участок государственного лесного фонда.

6. Лесорубочный билет на заготовку живицы и древесных соков выдается лесопользователю на весь срок подсочки.

 

7. Лесорубочный билет и (или) лесной билет при проведении государственным лесовладельцем рубок ухода и санитарных рубок, побочных лесных пользований выписываются им на руководителя лесничества, а при отсутствии лесничества - на должностное лицо, ответственное за проведение указанных рубок и лесопользования.

8. Лесной билет является документом, предоставляющим право на осуществление побочных лесных пользований, пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей.

 

9. Форма лесорубочного билета и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи устанавливаются уполномоченным органом.

 

10. Разрешительные документы на пользование животным миром на участках государственного лесного фонда выдаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

 

Статья 37. Права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования
на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Лесопользователи имеют право:

 

1) осуществлять лесопользование на участках государственного лесного фонда в объемах, указанных в разрешительных документах;

2) получать информацию о лесных ресурсах, предоставляемых им в лесопользование;
3) возводить на срок лесопользования строения и сооружения, склады хранения древесины, прокладывать лесовозные дороги, устанавливать оборудование для переработки древесины и другой продукции леса, связанные с пользованием участками государственного лесного фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) на возмещение убытков, понесенных в результате изменения категорий государственного лесного фонда, а также изъятия земель государственного лесного фонда для государственных надобностей.

 

2. Защита прав лесопользователей в случае их нарушения осуществляется в судебном порядке.

 

 

Статья 38. Обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования
на участках государственного лесного фонда

 

 

Лесопользователи обязаны:

 

1) соблюдать условия договора долгосрочного лесопользования, а также условия, определенные лесорубочным билетом, лесным билетом;

2) не допускать нанесения вреда здоровью населения;

3) вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания;

4) при заготовке древесины соблюдать требования по сохранению оптимальных условий для естественного воспроизводства леса, используя технику и технологии, прошедшие в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, государственную экологическую экспертизу;

5) соблюдать на отведенных им для лесопользования участках государственного лесного фонда правила пожарной безопасности, проводить противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;

6) при долгосрочном лесопользовании разрабатывать и утверждать по согласованию с государственными лесовладельцами планы противопожарных мероприятий, а также осуществлять их в установленные сроки;

7) иметь в местах проведения ими на территории государственного лесного фонда культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских, спортивных и других мероприятий и работ средства пожаротушения в соответствии с нормами, разработанными уполномоченным органом и утвержденными центральным исполнительным органом Республики Казахстан по пожарной безопасности;

8) не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении установленных сроков ее заготовки и вывозки;

9) проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;

10) не допускать на отведенных для лесопользования участках государственного лесного фонда незаконных порубок леса и иных нарушений лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

11) сдавать участки государственного лесного фонда государственным лесовладельцам после завершения на них работ;

12) осуществлять при рубках главного пользования на участках государственного лесного фонда посадку леса на площади, превышающей двукратный размер площади вырубленного леса, в соответствии с лесоустроительным проектом;

13) осуществлять воспроизводство лесов за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате их деятельности уничтожен подрост, погибла древесная и кустарниковая растительность;

14) возмещать убытки и потери лесного хозяйства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

15) своевременно вносить плату за лесные пользования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

16) соблюдать правила по обеспечению и улучшению санитарного состояния лесов (далее - санитарные правила в лесах);

17) осуществлять мероприятия по защите участков государственного лесного фонда от вредителей и болезней леса при долгосрочном лесопользовании;

18) информировать государственных лесовладельцев о появлении на отведенных им для лесопользования участках государственного лесного фонда вредителей и болезней леса;

19) не нарушать прав иных лесопользователей;

20) предоставлять информацию, необходимую для ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного лесного мониторинга, определения размеров платы за лесные пользования, уполномоченному органу и его территориальным органам, областным исполнительным органам и органам государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

21) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

 

 

Статья 39. Основания приостановления и ограничения права лесопользования
на участках государственного лесного фонда

 

 

 

1. Право лесопользования на участках государственного лесного фонда может быть приостановлено в случаях:


1) нарушения лесопользователем требований лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира и особо охраняемых природных территориях;

2) невыполнения лесопользователем условий договора долгосрочного лесопользования, лесорубочного билета, лесного билета.

 

2. Право лесопользования на участках государственного лесного фонда может быть ограничено в случаях:


1) сокращения запасов лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда, где осуществляется лесопользование, в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших ухудшение их состояния;

2) проведения авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, а также в периоды высокой пожарной опасности в лесу.

3. Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приостановление права лесопользования, устранены, то право лесопользования восстанавливается в полном объеме.

4. В случае несогласия лесопользователя с решением об ограничении или о приостановлении права лесопользования он имеет право данное решение обжаловать в судебном порядке.

 

5. Ограничение или приостановление права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушения лесного законодательства Республики Казахстан.

 

 

Статья 40. Основания прекращения права лесопользования на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Право лесопользования на участках государственного лесного фонда прекращается в случаях:

1) добровольного отказа лесопользователя от права лесопользования;

2) истечения срока лесопользования;

3) ликвидации юридического лица - лесопользователя;

4) систематического (двух и более раз) нарушения лесопользователем установленных правил лесопользования или условий, предусмотренных договором долгосрочного лесопользования, лесорубочным билетом, лесным билетом;

5) наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших изменения в государственном лесном фонде, препятствующих осуществлению лесопользования;

6) систематического (двух и более раз) нарушения установленных сроков внесения платы за лесопользование или невнесения платы за лесопользование в течение трех месяцев после установленного срока;

7) изъятия земель государственного лесного фонда для государственных надобностей, установления на участках государственного лесного фонда более строгого режима ограничения лесопользования.


2. Прекращение права лесопользования на участках государственного лесного фонда не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства Республики Казахстан.

 

 

Статья 41. Порядок прекращения права лесопользования на участках государственного лесного фонда

 

 

Право лесопользования на участках государственного лесного фонда прекращается на основании:

1) расторжения договора долгосрочного лесопользования;

2) письменного заявления лесопользователя;

3) прекращения действия лесорубочного билета, лесного билета в порядке, установленном уполномоченным органом;

4) отзыва лицензии (в случае осуществления лицензируемого вида деятельности по лесопользованию).

 

 

Статья 42. Пребывание физических лиц на территории государственного лесного фонда

 

 

1. Порядок и условия пребывания физических лиц на территории государственного лесного фонда определяются категорией государственного лесного фонда, уровнем благоустройства территории и видом лесопользования, индивидуальными положениями об особо охраняемых природных территориях.

 

2. Физические лица имеют право на бесплатное без разрешительных документов пребывание на территории государственного лесного фонда в целях проведения отдыха, участия в культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных мероприятиях, сбора для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных лесных ресурсов.


3. Сбор физическими лицами на территории государственного лесного фонда для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья, иных лесных ресурсов разрешается в пределах норм, утвержденных решением областного представительного органа по представлению областного исполнительного органа.

4. Пребывание физических лиц на территории государственного лесного фонда и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья, иных лесных ресурсов могут быть ограничены в интересах охраны здоровья населения, пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного и охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

5. Сбор и заготовка видов дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, а также наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья запрещаются, кроме случаев, определенных специальным законодательством Республики Казахстан.

 

6. Физические лица обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, повреждения муравейников, гнездовий птиц, вести сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов, лекарственного сырья в сроки и способами, которые не наносят ущерба их воспроизводству.

 

7. Пребывание физических лиц на территории государственного лесного фонда в целях охоты и рыболовства регламентируется настоящим Кодексом.

Раздел 4. Организация лесного хозяйства

 

 

Глава 7. Основы организации лесного хозяйства

 

 

Статья 43. Организация лесного хозяйства на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Организация лесного хозяйства на участках государственного лесного фонда включает:

1) проведение лесоустройства;

2) деление государственного лесного фонда на категории;

3) распределение государственного лесного фонда по видам угодий;

4) установление возрастов рубок;

5) установление систем рубок и воспроизводства лесных ресурсов;

6) установление норм лесопользования;

7) установление мер по охране и защите лесов;

8) ведение лесной селекции и лесного семеноводства;

9) иные правовые, организационные и технические мероприятия по изучению, учету, охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, регулированию лесопользования и осуществлению контроля за соблюдением лесного законодательства Республики Казахстан.

2. Для обеспечения эффективной охраны и защиты государственного лесного фонда территория государственных лесовладений разделяется на лесничества, лесные мастерские участки и лесные обходы.

 

 

Статья 44. Категории государственного лесного фонда и режимы ограничения лесопользования

 

 

1. Все леса в Республике Казахстан являются защитными, выполняющими водоохранные, поле- и почвозащитные, генетические, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

 

2. В зависимости от приоритетности выполняемых лесами функций государственный лесной фонд подразделяется на следующие категории:

 

1) особо охраняемые лесные территории, в том числе:

леса государственных природных заповедников, включая биосферные и заповедники-сепортеры;

леса государственных национальных природных парков;

леса государственных природных резерватов;

леса государственных природных парков;

леса государственных заповедных зон;

государственные лесные памятники природы;

участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты;

особо ценные лесные массивы;

орехопромысловые зоны;

лесоплодовые насаждения;

субальпийские леса;

2) государственные защитные лесные полосы;

3) городские леса и лесопарки;

4) зеленые зоны населенных пунктов и лечебно-оздоровительных учреждений;

5) противоэрозионные леса;

6) запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов;
7) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений;

8) защитные лесные полосы вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

9) поле- и почвозащитные леса.


3. К защитным лесным полосам вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения относятся леса, примыкающие к полосам отвода действующих и строящихся железных дорог в пределах пятисот метров в каждую сторону от полотна железной дороги, и леса, примыкающие к полосе отвода вдоль автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения в пределах двухсот пятидесяти метров в каждую сторону от оси дороги.

 

4. В категориях государственного лесного фонда устанавливаются следующие режимы ограничения лесопользования:

 

1) заповедный режим - запрещается проведение всех видов лесопользования, в том числе рубок леса, кроме случаев, оговоренных в настоящем Кодексе;

2) заказной режим - запрещаются проведение рубок главного пользования (иные виды рубок могут проводиться только в случаях, оговоренных в настоящем Кодексе), заготовка живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, сенокошение и пастьба скота;
3) режим ограниченной хозяйственной деятельности - запрещаются проведение рубок главного пользования (иные виды рубок могут проводиться только в случаях, оговоренных в настоящем Кодексе), заготовка живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов.

 

 

Статья 45. Отнесение государственного лесного фонда к категориям, перевод из одной категории в другую, а также выделение особо защитных участков

 

 

1. Отнесение государственного лесного фонда к категориям, перевод из одной категории в другую, а также выделение особо защитных участков, на которых лесопользование запрещается или ограничивается, производятся исходя из его экологического и социально-экономического значения на основании материалов лесоустройства и (или) специальных обследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

2. Отнесение государственного лесного фонда к категориям, а также перевод из одной категории в другую производятся Правительством Республики Казахстан.


3. В государственном лесном фонде, кроме категорий, указанных в подпунктах 1)-5) пункта 2 статьи 44 настоящего Кодекса, могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.

 

Особо защитные участки выделяются при лесоустройстве или специальных обследованиях в соответствии с правилами рубок главного пользования.

 

 

Статья 46. Установление возраста рубки на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Возраст рубки на участках государственного лесного фонда определяется исходя из значения и продуктивности лесов, выполняемых ими функций, биологических особенностей древесных и кустарниковых пород, а также целевого использования древесины.

2. Обоснование возраста рубки проводится при лесоустройстве или по результатам научных исследований.

 

3. Утверждение возраста рубки осуществляется уполномоченным органом.

 

 

Статья 47. Расчетная лесосека на участках государственного лесного фонда

 

 

1. Расчетная лесосека на участках государственного лесного фонда - норма ежегодной заготовки древесины в порядке рубок главного пользования, устанавливаемая на ревизионный период по каждому государственному лесовладению при лесоустройстве, исходя из принципов непрерывности и неистощительности лесопользования.

Для всей территории республики и территории отдельной ее области расчетная лесосека определяется как сумма расчетных лесосек отдельных государственных лесовладений.

2. Расчетная лесосека на участках государственного лесного фонда утверждается уполномоченным органом при положительном заключении государственной экологической экспертизы и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

 

3. В случае передачи лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование для заготовки древесины расчетная лесосека при необходимости может устанавливаться для этих участков в порядке, определенном уполномоченным органом.

 

4. При изменении границ и состояния государственного лесного фонда, возрастов рубок главного пользования, категорий государственного лесного фонда в расчетную лесосеку вносятся изменения.

 

Утверждение измененной расчетной лесосеки на участках государственного лесного фонда производится уполномоченным органом при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

 

 

Статья 48. Виды угодий государственного лесного фонда

 

 

В составе государственного лесного фонда выделяются:

 

1) лесные угодья (угодья, покрытые лесом; не сомкнувшиеся лесные культуры; плантации специального назначения, лесные питомники, а также угодья, не покрытые лесом, - вырубки, гари, прогалины, редины);


2) нелесные угодья (сельскохозяйственные угодья, дороги, квартальные просеки, противопожарные разрывы, усадьбы, воды, болота, ледники, пески и прочие угодья в составе государственного лесного фонда).

 

Статья 49. Перевод лесных угодий в нелесные угодья в государственном лесном фонде для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием

 

 

1. Перевод лесных угодий в нелесные угодья в государственном лесном фонде для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, производится территориальным органом на основании материалов лесоустройства или специальных обследований.

 

Прогалины могут переводиться в нелесные угодья в случаях признания их нелесопригодными по материалам почвенного обследования и лесоустройства.

2. В решении территориального органа о переводе лесных угодий в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, указываются местонахождение участка, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ, мероприятия по рекультивации этого участка после истечения срока перевода.

 

 

Статья 50. Перевод угодий, не покрытых лесом, в угодья, покрытые лесом, в государственном лесном фонде

 

 

Перевод угодий, не покрытых лесом, в угодья, покрытые лесом, в государственном лесном фонде производится государственным лесовладельцем в порядке, установленном уполномоченным органом.

 

 

Статья 51. Перевод земель государственного лесного фонда в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, и (или) изъятие земель государственного лесного фонда для государственных надобностей

 

 

1. Перевод земель государственного лесного фонда в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, и (или) изъятие земель государственного лесного фонда для государственных надобностей осуществляются Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о земле.

2. При переводе земель государственного лесного фонда в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, и (или) изъятии земель государственного лесного фонда для государственных надобностей физические и юридические лица, в интересах которых осуществляются указанный перевод и (или) изъятие, возмещают потери и убытки лесохозяйственного производства в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

 

3. При переводе земель государственного лесного фонда в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, и (или) изъятии земель государственного лесного фонда для государственных надобностей одновременно решаются вопросы о сохранении или вырубке насаждений, находящихся на этих землях, и об использовании древесины, получаемой в случае вырубки.

 

 

Статья 52. Изменение целевого назначения земель частного лесного фонда

 

 

Изменение целевого назначения земель частного лесного фонда производится в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о земле.

 

Статья 53. Согласование мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов

 

 

1. Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с уполномоченным органом с обязательным проведением государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.

2. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие защиту лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.

3. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, цехов, транспортных путей и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние лесов.

 

 

Статья 54. Проведение в государственном лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием

 

 

1. Проведение в государственном лесном фонде строительных работ, добыча общераспространенных полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, если для этого не требуются перевод земель государственного лесного фонда в другие категории земель и (или) их изъятие, осуществляются на основании решения областного исполнительного органа по согласованию с уполномоченным органом при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

 

2. В решении областного исполнительного органа указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, экологические требования по охране окружающей среды.

 

 

Раздел 5. Лесоустройство, государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и государственный мониторинг лесов

 

 

Глава 8. Лесоустройство

 

 

Статья 55. Лесоустройство

 

 

1. Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на повышение эффективности ведения лесного хозяйства, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, обеспечение рационального пользования лесным фондом.

При лесоустройстве осуществляются:

 

1) определение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, границ государственного лесного фонда и внутрихозяйственной организации государственных лесовладений;

2) выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование государственного лесного фонда;

3) инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

4) выявление объектов природно-заповедного фонда, реликтовой лесной растительности и особо защитных участков;

5) выявление участков государственного лесного фонда для проведения рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, прочих рубок, мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;

6) обоснование отнесения государственного лесного фонда к категориям, подготовка предложений по переводу государственного лесного фонда из одной категории в другую категорию, переводу нелесных угодий в лесные угодья, а также обоснование и отнесение участков государственного лесного фонда к видам угодий;

7) определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования, возрастов рубок главного пользования на участках государственного лесного фонда;

8) определение объемов мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению, лесному семеноводству, охране и защите лесов, других лесохозяйственных мероприятий на участках государственного лесного фонда;

9) определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных древесных ресурсов, пользования участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских и спортивных целей;

10) лесобиологические обследования;

11) авторский надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;

12) разработка основных положений ведения лесного хозяйства и составление сводных лесоустроительных проектов по областям;

13) иные лесоустроительные действия.

 

2. Лесоустройство, связанное с установлением границ государственного лесного фонда, инвентаризацией лесов и планированием ведения лесного хозяйства на участках государственного лесного фонда, относится к государственной монополии.

3. Материалы лесоустройства применяются при установлении и уточнении границ земель государственного лесного фонда, при проведении землеустроительных работ.

 

 

Статья 56. Система проведения лесоустройства

 

 

1. Лесоустройство выполняется по единой системе в порядке, установленном уполномоченным органом.

 

2. Лесоустройство на территории государственного лесного фонда проводится государственными лесоустроительными организациями, находящимися в ведении уполномоченного органа.

 

3. Без проведения лесоустройства и наличия лесоустроительной документации, утвержденной в порядке, установленном настоящим Кодексом, ведение лесного хозяйства и лесопользование на участках государственного лесного фонда запрещаются.

 

 

Статья 57. Лесоустроительные проекты государственных лесовладений

 

 

1. При лесоустройстве государственного лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования государственным лесным фондом за прошедший ревизионный период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства на последующий ревизионный период.


2. Лесоустроительные проекты государственных лесовладений и другие документы лесоустройства, прошедшие государственную экологическую экспертизу, утверждаются уполномоченным органом и являются обязательными нормативными актами для ведения лесного хозяйства, его текущего и перспективного планирования.

 

3. Лесоустроительные проекты вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

 

 

Статья 58. Информация о лесном фонде

 

 

1. Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные уполномоченным органом и (или) подведомственными ему организациями при осуществлении своих функций.

2. Информация о лесном фонде является государственной собственностью, порядок и условия ее использования физическими и юридическими лицами определяются Правительством Республики Казахстан в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

 
 

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
?>